На крыльях легенды

В преддверии своего полувекового юбилея, перешагивая первую полусотню лет, хотелось бы сделать некий отчет своего творческого пути и рассказать о нашей маленькой, но весьма яркой легенде цирковом номере, которому с первых лет существования была уготовлена судьба стать одним из символов башкирского национального цирка. Номере, признанном как художественное произведение, оцененном как «номер будущего цирка». Выросший из поэтической и красивой легенды, он стал жизнестойким образцом национального цирка.


Я видела на своем веку разного. Исколесила всю страну, была много раз за границей, общалась с тысячами людей. И сегодня, когда оглядываюсь в прошлое, первое, что встает перед глазами, это наш башкирский цирковой коллектив с талантливой молодежью. Теперь они уже стали родоначальниками и патриархами башкирского национального циркового искусства.
Башкирское искусство постоянно, как река родниками, обогащается народными талантами и питает российскую многонациональную культуру. Детищем этого живительного процесса является и башкирский цирк, созданный в 1973 году. За свою более чем 30-летнюю историю он заслужил огромное  признание зрителей.
Хотелось бы отметить семейные династии башкирского цирка. Это Ярмухаметовы, Файрузовы, Асадуллины, Султангареевы, Ковешниковы, Кинзикеевы.
Это люди-фанаты, ибо без фанатизма в цирке работать невозможно. И как сказала английская писательница Дорис Лессинг: «Какое счастье, что есть чудаки на земле, которые поступают вопреки здравому смыслу…»

Кинолабораторией объединения «Башнефть» (автор сценария журналист Мадриль Гафуров, режиссер Ольга Рупышева) был снят фильм, который так и назывался «Башкирский цирк». Г.Ахметов писал об этом фильме: «Мы видим: величественный памятник Салавату Юлаеву, словно плывущий над бескрайними просторами, изумительно яркие цветы, косяки коней, скачущих в степи, пенящийся кумыс, переливающийся солнечным светом башкирский мед, величавое течение Агидели, шумный, пестрый, бурлящий многотысячный сабантуй. Сочно, волнующе передают эти и другие кадры характерные черты быта и духа нашего края. Все это лежит в основе башкирского цирка. Он, как легендарный Антей, вбирает в себя живительную силу родной  земли и своим творчеством поет ей гимн».
У цирка свой «небосвод», на котором время от времени появляются новые звезды. Одни, подобно звездам первой величины, ярко сияют, другие мерцают, третьи могут только блеснуть как метеоры.
Что такое слава циркового артиста? Это все равно что отзвук вчерашних аплодисментов…
Как известно, за успехами тянется шлейф потерь. Даже на наивысшем подъеме надо быть осторожным и не терять благо приобретенного.
Цирковому номеру, как и человеку, нужно постоянное обновление. В цирке существует понятие «возрастной ценз». К большому сожалению. С возрастом накапливается усталость в мышцах. Но в цирке опасно не постареть, а устареть. И не всем дано мужество это принять и вовремя сойти с  арены. Ведь составные части нашего искусства молодость, красота, сила. Но все же, молодость проходит, а надежды остаются.

Отдавал себя воздушной стихии

Впервые цирковое представление Юнир Газизов увидел в Куйбышеве, где служил в армии. Тогда он даже и предположить не мог, что спустя четыре года сам станет артистом цирка, а позднее директором циркового коллектива. Его творческое отношение к делу, талант, вдохновение, самоотверженный труд и организаторские способности помогли нам создать воздушный цирковой номер.
В цирке обретение творческой индивидуальности требует не только высокого профессионализма, но и бойцовского характера. Особенно если человек выбрал такой рискованный жанр, как воздушная гимнастика. Ведь в самой природе циркового искусства заложен риск. Казалось бы, изобрести здесь что-либо новое просто невозможно. Однако природа цирка в том и состоит, чтобы раздвигать предел возможного и невероятное сделать очевидным. На эмблеме российского цирка силуэт гимнастки, устремленной к звездам. Цирк немыслим без причудливого сплетения трапеций и канатов, без покорения высоты  и пространства, без красивого полета человеческого тела. Героика этого искусства, его заразительная романтика и отражены на эмблеме.
Любой цирковой номер явление коллективное. И к нашему номеру были причастны режиссер, композитор, балетмейстер, художник по костюмам, инженер-конструктор.
Непроторенные пути и дороги, дерзновенные поиски и смелые эксперименты приводят к созданию подлинно оригинальных произведений циркового искусства.

Роль мастера

Когда судьба свела нашу семью в Ростове-на-Дону с заслуженным тренером РСФСР Владленом Левшиным, началось новое летоисчисление нашей творческой цирковой жизни. Он один из немногих режиссеров российского цирка, кто умел, благодаря вдумчивому аналитическому подходу, раскрыть в артисте главное, что в нем заложено. В нем жила вера в необходимость и важность того, что он делает, и эта вера передавалась нам, артистам. В творческом содружестве с Левшиным и был создан наш номер легенда «Журавушка и Батыр». Это рассказ о Башкортостане, о поэтической и чистой душе человека, родившегося у подножия седого Урала. Нежность к родному краю, его лесам, воздуху, рекам вдыхает в эту легенду жизнь. Чтобы легенда обрела плоть и кровь, понадобились годы труда.
Фабула «Журавушки и Батыра» основана на старинной башкирской легенде. Языком трюка была воплощена история любви юноши-охотника и голубокрылой Журавушки, превратившейся в девушку.
Номер, основанный на фольклорном лирико-романтическом сюжете, органично сочетающийся с национальной хореографией, специальной музыкой, написанной по мотивам старинной народной татаро-башкирской плясовой, с сложными и красивыми трюками, продуманная композиция всего номера, а также исполнительское мастерство обеспечивали нам неизменный успех всюду.

И в цирке есть своя «Журавлиная песнь»

Под куполом цирка, в рамках жанра воздушной гимнастики в общем-то несложно решить задачу, имеющую цель показать полет и падение птицы в этом смысле старинный сюжет оказался вполне цирковым. Но добиться такого органичного слияния трюка и пластики, включая элементы национальной хореографии и музыкальной темы, возможно лишь опираясь на традиции национальной культуры, творческое их преломление в соответствии с законами арены и требованиями сегодняшнего дня. Нужны точный расчет и ритм  в сочетании с изяществом, грацией, плавностью движений. Важно, чтобы зритель забыл даже о самом артисте, а видел только созданный им образ.
Весной 1986 года газета «Советская Башкирия» писала: «Созданный в 1976 году номер «Журавушка и Батыр» стал украшением программы молодого башкирского цирка, внес в его праздничную, яркую палитру взволнованно-романтическую ноту. Легенда о юноше-охотнике и птице нашла на  редкость выразительное воплощение в образах циркового искусства. Удачно найденное музыкальное оформление придает всему номеру законченность, художественную завершенность. Актеры успевают выразить каждый свою индивидуальность, характеры героев, зарождающиеся в их сердцах чувства. Возникает дуэт силы и грации, гармония физического совершенства и духовной красоты».
Давайте вспомним «Болеро» Равеля. Все нарастает постепенно, незаметно, исподволь. Волнует именно вот это эмоциональное нарастание. Мы старались с каждым трюковым моментом все больше и больше увлечь, а затем завладеть зрителем…
За номер «Журавушка и Батыр» мы с Юниром стали лауреатами Всесоюзного конкурса циркового искусства в 1982 году. В жюри был прославленный и всем известный клоун и киноактер Юрий Никулин. После конкурса он сразу пригласил нас на работу к себе в Москву в цирке на Цветном Бульваре, где подарил под Новый год свою авторскую книгу «Почти серьезно». Как самую дорогую реликвию храним мы эту книгу вот уже 22 года.
Увидев свою фамилию в Российской цирковой энциклопедии, выпущенной в 2000 году Московским научным издательством, невольно вспомнила изречение одного мудреца: «Прошлое дает иногда неожиданные всходы».
Цирковое искусство, прежде всего опирающееся на духовную и физическую культуру своего народа, способно глубоко очаровывать и представителей других народов мира. Нам дарили свои улыбки и теплые аплодисменты зрители стран Латинской Америки, Европы, Азии.
Мы благодарны судьбе за то, что она подарила нам с Юниром не только талантливого режиссера В.Левшина и директора цирка Ю.Никулина, но еще и энергичных, сильных людей Башкортостана. У каждого времени свои мелодии, свои герои, свои идеалы. Их имена я произношу с большой  любовью: это наш куратор в обкоме партии А.М.Дильмухаметов, видный балетмейстер Р.Ф. Габитов. Их дружеское, крепкое плечо мы ощущали многие годы. Спасибо им за моральную поддержку, за их чуткое понимание нашего искусства и любовь к цирку.

 

Г. Газизова,

Журнал “Ватандаш”

Просмотров (45)

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *