О символах и национальных героях башкирского народа в эпоху постмодернизма

Российская Федерация проходит переломный момент своей истории. В лихие 90-е года ХХ века, казалось, Россия навсегда простилась со своими героями советского периода. Основатель советского государства В.И.Ленин, продолжатель его дела И.В.Сталин, другие руководители государства были развенчаны. Критическому переосмыслению подвергались индустриализация, коллективизация, культурное строительство. Только победа советского народа над гитлеровским фашизмом, несмотря на огромный труд либеральных историков по ее дискредитации, продолжала оставаться объектом гордости, она стала поистине общенародным праздником.

Коллективизм, общинность, созидательный труд, служения общественному идеалу, социальная справедливость и все остальное, что составляло основу социалистической модели, уходит в прошлое. Социализм, будучи менее эффективным в экономическом отношении, проиграл либерализму. Экономическая эффективность, прагматизм, индивидуализм, оптимизация, другие подобные термины, сегодня на устах государственных людей разного уровня. Сегодня нет государственной идеологии. Но оно появится. И оно будет синтезом социалистических идей и всего того положительного что есть в современной России.

Башкирский народ, народы республики однозначно выступают за федеративное устройство России. Историческая судьба башкирского народа связана с русским народом. Нам необходимо сохранять межнациональное согласие в республике. Понятия интернационализм, патриотизм должны вновь войти в лексикон социологов, философов, историков. В многонациональной республике могут возникнуть определенные разногласия между отдельными народами, но они должны разрешаться оперативно, на основе взаимного согласия.

За многовековую свою историю башкирский народ перенес огромные испытания, но сохранился как народ. Народ имеет своих героев, они своеобразные символы. Салават Юлаев, А.З.Валиди, Ш.Бабич — с этих имен начинается бесчисленный ряд башкирских героев, батыров. Один из героев давно превратился в символ нации, ее непобедимого и вольнолюбимого духа. Жизнь и деятельность Салавата Юлаева стали олицетворением мужества и патриотизма, символом дружбы башкирского и русского народов. Салават Юлаев является не только гордостью башкирского народа, он является одновременно значительной фигурой и российской истории. Салават Юлаев увековечан в памятниках, его имя в названиях площадей, улиц, учреждена премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, и искусства, и архитектуры, есть орден Салавата Юлаева, его именем назван город, на родине героя открыт музей Салавата Юлаева.

В какой-то степени увековечан и лидер башкирского национального движения, создатель башкирской автономной республики, ученый с мировым именем А-З Валиди. В Турции, Узбекистане, в Санкт-Петербурге ему поставлены памятники, его именем названы улицы и это не вызывает никаких возражений у тамошнего населения. К сожалению, в столице республики, создателем которой он является, появление улицы его имени, многие восприняли не совсем адекватно. Конечно, стереотипы насаждаемые десятилетиями не так быстро будут изжиты. К тому же новоявленные «историки» на страницах самых многотиражных газет («Аргументы и факты», «Аргументы недели») из номера в номер публикуют свои измышления о наших героях. Если Салават Юлаев был объектом таких исторических публикаций, в основном в связи с юбилейным торжествами, посвященными 250-летию со дня его рождения, в 2004 году (см: Орлов С.А. Пирамида Салавата), то о А.-З. Валиди недобросовестные публикации появляются регулярно. Следует сказать, что имена Салавата Юлаева и А.-З. Валиди для башкирского народа знаковые. Их имена – символы борьбы за свою отчизну, во имя чести и достоинства родной страны. Любая негативная публикация о них вызывает отвращение к тем, кто их пишет. Недобрая память о таких авторах будет жить долго в памяти народа.

История образования башкирской автономной республики, деятельность некоторых руководителей молодой республики всегда привлекали внимание историков и этнологов соседней республики. Если в советский период татарстанские ученые писали о Башкортостане и башкирском народе весьма корректно и доброжелательно, то некоторые публикации татарских ученых постсоветского периода по упомянутым проблемам вызывает, мягко говоря, удивление.

В Уфе огромное количество улиц носят имена выдающихся деятелей культуры, науки, истории русского, татарского и других народов нашей страны. В этом ничего удивительного нет, ибо многие из них жили в этом городе и внесли свой вклад в процветание своей малой родины. Некоторые улицы Уфы носят имена людей, которые к городу не имеют никакого отношения (например, Сун-Ят-Сена), тем не менее такие названия не вызывают никакого интереса у определенного круга журналистов. Если же улицы называются именами выдающихся деятелей башкирского народа, то это вызывает неодобрение у определенных кругов. Одни и те же газеты начинают публиковать статьи, где нет правды, есть только измышления и выдумки о том или ином башкирском деятеле (в данном случае речь идет об А.-З. Валиди).

Что касается переименования улиц, площадей и скверов, то руководители города к этому вопросу подходили всегда весьма осмотрительно. В городе огромное количество улиц носят имена руководителей коммунистической партии и советского государства. Видимо, в обозримом будущем такое положение сохранится. И это правильно. Осмысление истории не требует торопливости. Советские названия будут родными для огромного количества горожан еще многие годы. Хотя некоторые названия улиц, которые повторяются, можно было бы и переименовать. Но делать это нужно спокойно, без политизации вопроса.

Выдающийся башкирский поэт Шайхзада Бабич, известный общественный и государственный деятель Башкортостана Муллаян Халиков, юбилеи которых отмечаются в этом году, достойны увековечения. Мы надеемся, что городские власти пойдут навстречу общественности и найдут возможность увековечения этих имен в Г. Уфе.

Безусловно, многое в современной истории, в том числе башкирской, требует переосмысления. Темы революции, крестьянских восстаний, национальных движений, в той или иной степени, прочитаны заново. Но никакого перечеркивания истории, искажения реальности не должно быть. Если какой-то другой народ считает, что его вчерашние герои не достойны истории, что памятники этого деятеля надо разрушать, это право этого народа. Но мне думается, в башкирской истории кардинальных изменений не должно быть. Историк А. Бердин правильно подмечает: «Истории Башкортостана необходима не принципиальная перестройка, а эволюционная модернизация, коррекция при сохранении главных традиционных основ».

Сегодня в СМИ много пишется о символах Башкортостана, о поисках новых брендов. Видимо, в этих поисках ничего плохого и нет. Но, мне думается, символ Башкортостана давно уже определен, это Салават Юлаев. Что касается новых брендов, то их поиски, видимо, следует связывать с чудесной природой Башкортостана.

Нурислам Калмантаев.

 

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *