Ахметзаки Валиди Тоган

валидиБольше века пролегло между периодами жизни и деятельности выдающихся сыновей башкирского народа — Салавата Юлаева и Ахметзаки Валиди. Видимо, справедливо утверждение о том, что великие люди рождаются раз в столетие. И оценивают их по достоинству, как правило, не современники, а потомки. И если Салават Юлаев в истории многовековой освободительной борьбы башкирского народа прославился как воин на поле брани, то сын Ахметши Ахметзаки стал знаменитым как трибун, идеолог национального движения. Этих двоих великих башкир связывает кровное и духовное братство, роднит сила таланта.
Нам еще предстоит осознать все величие и дать всестороннюю оценку деятельности нашего прославленного ученого-тюрколога ХХ века.

Ахметзаки Валиди Тоган — это своего рода феномен. Богом и природой он был щедро одарен всевозможными способностями, вобрал в себя душу и талант своего народа. Сам Валиди считал, что его судьбу предопределила историческая память народа. Ахметзаки Валиди — самый авторитетный из лидеров башкирского освободительного движения начала ХХ века, глава вновь созданного правительства автономного Башкортостана и главнокомандующий Башкирского войска.
Ахметзаки Валиди — общественный деятель, умный и прозорливый политик-демократ, пропитанный национально-революционным духом своего времени. Он также большой ученый с энциклопедическими познаниями, признанный во всем мире. В первую очередь он — историк, знаток истории и культуры тюркских народов. В то же время он — ориенталист, изучавший Восток и историю ислама, и разносторонний филолог. Его научно-творческая работа охватывает многие области: от археологии, этнографии, палеографии до исторической географии, фольклористики, мемуаристики, публицистики и политологии; так же разнообразны и применявшиеся им научно-исследовательские приемы: от использования источников и библиографии до системных, комплексных сравнительно-исторических методов.
Ахметзаки Валиди Тоган — человек-полиглот: он свободно разговаривал и писал на арабском, персидском, немецком, французском и тюркских языках. Поэтому он мог творчески, в логической связи изучать в оригинале разные научные источники о Востоке и Западе.
Если все написанные и опубликованные на разных языках разножанровые выступления, публицистические, научно-исследовательские статьи, книги Ахметзаки Валиди собрать вместе, то его полное собрание трудов составило бы гору из десятков томов — это удивительно богатое духовное сокровище.
Как личность и как ученый Ахметзаки Валиди и сам был подобен высокой горе, неизменно притягивающей к себе людей. Вот и мы осмелимся приблизиться к подножию этой величественной горы, к его родному селу в Приуралье. Затем отправимся вслед за будущим ученым в дальние дали — в Казань, снова вернемся в Башкортостан времен военного лихолетья, направимся в Туркестан, пройдем по тропам его эмигрантских лет, другим вехам жизни. Компасом нам будут его “Воспоминания”, а в центре внимания — научная деятельность. Самый малоизвестный нам период — это жизнь Ахметзаки Валиди в Турции, окружавшая его научная среда и полуконспиративная политическая деятельность, которой он продолжал заниматься. А научных трудов у него, как уже говорилось, горы… Только успевай изучать. Сколько сумеешь, насколько проникнешь в их суть. Слава богу, на родине начали выходить книги А. Валиди на родном языке. Увидели свет “Воспоминания”. Начали тщательно изучать его жизнь, политическую и научную деятельность башкирские ученые Амир Юлдашбаев и Марат Кульшарипов. Вышел в свет исторический роман о Валиди Роберта Баимова “Полет сокола” (“Сыбар шонќар”). Специалисты разных отраслей все чаще обращаются к удивительно богатому и всестороннему духовному наследию великого ученого. Наше историко-биографическое сочинение, надеемся, в какой-то мере дополнит все эти исследования.

Г. Хусаинов,

журнал “Ватандаш”, 2000 год.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *