Заявление Исполкома Всемирного курултая башкир против искажения истории Башкортостана авторами монографии «История татар Западного Приуралья»

курултайИсполком Всемирного курултая (конгресса) башкир от имени башкирского народа выражает категорическое несогласие и крайнюю озабоченность в связи с искажением истории Республики Башкортостан и попыткой пересмотра  прошлого нашего народа на страницах коллективной монографии «История татар Западного Приуралья», изданной уважаемым Институтом истории имени Ш. Марджани Академии наук Татарстана.

Безусловно, ученые и общественность Башкортостана могли бы только приветствовать данный труд своих коллег в случае отсутствия целенаправленных фактов фальсификаций, предвзятости и умышленного искажения истории не только Западного Приуралья, но и всего Южного Урала.

Но, к сожалению, монография, которая, вероятно, задумывалась как научный проект, усилиями таких ученых Татарстана, как Р. Хакимов, Д. Исхаков, М. Ахметзянов стала воплощением «политического заказа» ряда ультрарадикальных татарских общественников, которые традиционно ведут работу по сталкиванию двух братских – башкирского и татарского – народов и пытаются в самом центре России разжечь межнациональный конфликт, стравливая между собой жителей двух крупнейших республик Поволжья и Урала.

К примеру, уважаемые авторы пытаются доказать, что башкиры не являлись древним автохтонным этносом, проживающим на Южном Урале, Зауралье и Приуралье. Игнорируются широко известные труды о происхождении, древней и средневековой истории башкирского народа (В.Н. Татищев, П.И. Рычков, С.И. Руденко,  А.З. Валиди, А.Н. Усманов, Р.Г. Кузеев, С.А. Плетнева, Н.А. Мажитов, А.З. Асфандияров и другие).

В монографии безосновательно утверждается, что в северо-западных районах современного Башкортостана издревле жили лишь татары.

Но в то же время даже татарские ученые не могут отрицать тот факт, что этноним «башкорт» в разных фонетических вариациях встречается в источниках раннего средневековья. В 922 году секретариатом посольства Ал-Муктадира к волжским булгарам Ахмедом Ибн-Фадланом было зафиксировано проживание башкир на Южном Урале и что они относятся к тюркскому племени. (Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., 1956, Харьков, с.130). Татарские ученые не нашли ничего лучшего, как назвать «башгирдов» Ибн-Фадлана мадъярами.

Весьма показательно, что в коллектив авторов был включен археолог В.А. Иванов из Республики Башкортостан, выступающий сторонником угорской теории происхождения башкир. Он пытается обосновать  взгляд о том, что в Западном Приуралье обитали угро-мадъяры вплоть до XIII – XIV вв. Хотя известно, что разработки В. Иванова по археологии Приуралья уже давно стали объектом жесткой критики со стороны его коллег, известных археологов Р. Гольдиной и В. Напольских, уличивших В. Иванова в фальсификации фактов и допущении им грубых методологических ошибок.

В монографии сделана безуспешная попытка пересмотра принадлежности обнаруженных на территории Республики Башкортостан археологических объектов предкам тех или иных этносов в угоду угоро-татарской версии истории Приуралья и Южного Урала.

Татарские историки продолжают упорно насаждать взгляд о доминирующем влиянии Волжской Булгарии не только на Предуралье, но и на весь Южный Урал. В то же время, в пределах Башкортостана они не могут указать ни одного булгарского памятника домонгольского периода, а указанные ими могильники чияликской культуры являются наследием предков башкир.

Археологи Башкортостана В. Овсянников, Г. Гарустович подвергли убедительной критике позицию ученого А. Аксанова, который пытается отнести укрепленные поселения на р. Белой к периоду Казанского ханства. Они доказали, что археологических памятников, оставленных казанским ханством на берегах Белой, нет, и не было в помине!

Авторы данной монографии решились на преднамеренную фальсификацию даже источников по башкирской истории. Так, М. Ахмедзянов, ссылаясь лишь на собственные т. н. «исследования», пытается без каких-либо оснований не признавать башкирских родословных («шежере»). Множество башкирских родословий (шежере юрматинских, минских, табынских, усерганских, бурзянских, юрмийских, тамьянских и других башкирских родов), в которых обязательно присутствует башкирская этнонимия и описываются факты башкирской истории, этим автором выдаются за татарские.

Самым неправдоподобным принципом в монографии стал тезис о том, что башкиры не являются естественно сформированным субъектом исторического процесса, а специально созданным царскими властями служебно-сословным образованием. И это несмотря на бесспорные факты: именно после двухвекового противостояния башкир чиновничьему произволу и башкирских восстаний, царские власти были вынуждены учредить в 1798 году кантонную систему управления Башкирией. Более того, в 1865 г. в связи с отменой кантонной системы управления башкиры были окончательно выведены из военно-служивого сословия. И отнесение башкир к военно-казачьему сословию не отменяла их принадлежность к башкирскому этносу.

Поражает тот факт, что Р. Хакимов не нашел ничего лучше, как обвинить таких известных ученых как С.И. Руденко и Р.Г. Кузеев в подрыве этнической идентичности татарского народа. Эти ученые представлены врагами татарского народа, так как этнограф С.И. Руденко игнорируется как один из первых объективных исследователей башкирской идентичности, а Р.Г. Кузеев, якобы по заданию советского руководства БАССР, пытался показать исконность проживания башкирского народа на территории современного Башкортостана.

Данная монография далека от объективности и непредвзятости в освещении исторических процессов, связанных с формированием тюркских народов. Подобные издания, публикуемые при содействии и под покровительством государственных научных институтов, подрывают единство народов Российской Федерации. Они создают межнациональную напряженность и объективные условия для конфликтов. Подобные публикации являются миной замедленного действия, заложенной под многовековые дружественные отношения между башкирским и татарским народами.

Считаем, что назрела необходимость в подготовке и проведении полномасштабной международной научно-практической конференции по проблемам этногенеза башкирского народа в целях недопущения дальнейшей эскалации антибашкиризма в исторических исследованиях некоторых татарских историков и усиления противоречий и противостояния между учеными двух соседних национальных республик.

Ученых из Института истории им. Ш. Марджани  призываем впредь воздерживаться в своих исследованиях от непродуманных,  искажающих историю башкирского народа выводов.

Тех авторов монографии, которым всего дороже научная истина, а не «политический заказ» хозяев издательства, тех ученых, которые были введены в заблуждение и статьи которых были использованы для выпуска этого сборника фальсификаций, призываем публично выступить в средствах массовой информации и внести ясность в позицию коллектива авторов по всем пунктам настоящего заявления.

г. Уфа, май 2017 г.

Одно мнение на “Заявление Исполкома Всемирного курултая башкир против искажения истории Башкортостана авторами монографии «История татар Западного Приуралья»

  1. Башҡорт тарихы….. Күпме быуаттар көрәштә үткән, әлеге ваҡытта ла шул. Мәшһүр “Урал батыр” эпосы, Әхмәт Ибн-Фаҙлан яҙмалары, боронғо Өфө ҡаласығы, монах Юлиан яҙмалары, шымсы һәм бурҙарҙан һаҡланған Шәжәрәләр. Ҡурайҙы, Ҡыш бабайҙы ла татарҙыҡы яһап алырға тырышалар. Баштарын алйотлоҡҡа һалып хәҙәрге заманда ни ҡылһаң да, ни һөйләһәңдә ярай тип ҡоторалар. Көнбайыш Европа, АҠШ һәм башҡа илдәрҙән килгән “ӨЛГӨ” – пиар технологияларын тотоноп берҙәм Илде бутарға тырышалар. Билдәле әкмәттәге бабай өйрәткәнде оноторға ярамай “ҺЕПЕРТКЕ” сыбыҡтарын айырым-айырым һындырыуы еңел!!!!!

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *