Шәйехзада Бабич // Шайхзада Бабич

Шәйехзада Бабич 1895 йылдың 2 (14) ғинуарында Өфө губернаһы Бөрө өйәҙе (Башҡортостандың хәҙерге Дүртөйлө районы) Әсән ауылында тыуған. Атаһы Мөхәмәтзакир — тыумышы буйынса Ҡыйғаҙытамаҡ ауылы аҫаба башҡорто (хәҙер Мишкә районына ҡарай), әсәһе Сажидәбанат — Әсән ауылынан.

Буласаҡ шағир тәүҙә атаһы уҡытҡан мәҙрәсәлә белем ала. Шәйехзада Бабичтың әҙәби мираҫын өйрәнеүгә, уны халыҡҡа еткереүгә күп көс һалған Башҡортостандың халыҡ шағиры Рауил Бикбаев яҙыуынса, “Китап нуры төшкән был йортта Шәйехзада күңелендә тәбиғәттән һалынған ижад дәрте иртә уяна.”

Ауылда уҡыуын тамамлап, Шәйехзада 1910 йылда Ҡаҙағстанда балалар уҡыта. Ҡаҙаҡ, ҡырғыҙ телдәрен үҙләштерә, дала фольклоры үрнәктәрен яҙып ала, үләң әйтешеп, ҡаҙаҡ аҡындары менән ярыша. 
1911—1916 йылдарҙа Өфөләге «Ғәлиә» мәҙрәсәһендә уҡый. Мәҙрәсәлә ҡулъяҙма рәүешендә сығарылған «Парлаҡ», «Эләктергес» исемле журналдарҙы сығарыуҙа әүҙем ҡатнаша.

1917 йылда Бабич Ырымбурҙа нәшер ителгән «Ҡармаҡ» журналы редакцияһына эшкә күсә. Халыҡтың ауыр тормош көтөүе, әсә телендә яҙма булдырыу, дөйөм белем биреүҙе камиллаштырыу тураһында борсолоп шиғырҙар ижад итә. Өфөлә, Башҡортостандың башҡа төбәктәрендә әҙәби кисәләр, концерттар ойоштороусыларының береһе була. 1917 йылдың көҙөнән Башҡорт өлкә шуроһының сәркәтибе, “Башҡорт” газетаһының мөхәррире, “Тулҡын”башҡорт йәштәре ойошмаһы етәксеһе.


1918 йылда Бабичтың үҙе иҫән сағында сыҡҡан берҙән‑бер баҫмаһы — «Йәш Башҡортостан» китабы нәшер ителә. Был китаптағы шиғырҙар һәм поэмалар, шағирҙың башҡа күп кенә әҫәрҙәре һымаҡ, Башҡортостан автономияһын ойоштороуға бәйле ваҡиғаларға арналған, милли‑патриотик рух менән һуғарылған. Был китапты Бөтә донъя башҡорттары ҡоролтайы яңынан нәшер итте. 
1918-1919 йылдарҙа башҡорт ғәскәренең хәрби корреспонденты булып эшләй. 
1919 йылдың 28 мартында ялҡынлы шағирҙың ғүмере өҙөлә. Башревкомдың типографияһын Ырымбурға күсергәндә, Йылайыр ауылында вәхшиҙәрсә һәләк ителә. 

Шәйехзада Бабичтың әҫәрҙәре егерменсе быуат башы әҙәбиәтендә генә түгел, барлыҡ башҡорт әҙәбиәте тарихында иң күренекле урындарҙың береһен алып тора. Уның шиғырҙары, балладалары, эпиграммалары, фельетондары милләтебеҙҙең әҙәбиәт, рухиәт донъяһында мәңге юйылмаҫ тарихи эҙ ҡалдырҙы. 

Шайхзада Бабич 

Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2(14) января 1895 года в деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан. 
Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира. 
В 1911-16 годы Шайхзада Бабич учился в медресе «Галия» в Уфе. В годы учебы глубоко увлекся литературой, участвовал в литературных и музыкальных кружках, печатался в рукописном журнале медресе «Парлак». После окончания учебы уехал в Троицк, работал учителем, одновременно сотрудничал в журнале «Акмулла». Летние месяцы 1917 года находился в Уфе, затем переехал в Оренбург, где активно сотрудничал с сатирическим журналом «Кармак» («Крючок»). С осени 1917 года Бабич -секретарь Башкирского областного центрального шуро (совета), редактор газеты «Башкорт», руководитель молодежной организации башкир «Тулкын» («Волна»). 
В 1918-1919 годах работает военным корреспондентом в башкирских войсках. 25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома. 28 марта 1919 года при перевозке типографии Башревкома в Оренбург Шайхзада Бабич был жестоко убит в селе Зилаир Зилаирского кантона только что созданной Башкирской АССР. 

Очень одаренный Шайхзада Бабич с детства увлекся художественной литературой, уже в шесть лет читал Габдуллу Тукая, Мажита Гафури, рано научился писать. Первые его стихи «О, книга», «Несчастен я», «Наш сад», «Дождик, лей», «Жалоба» и другие датируются 1910 годом. В 1913 году его публикации начали появляться в журнале «Шура». При жизни поэта был издан всего лишь один его сборник стихов в Оренбурге под названием «Молодой Башкортостан. Синие песни» (1918). 

Шайхзада Бабич пришел в литературу, вдохновленный идеями просветительства и возрождения. 
Бабич прекрасно чувствовал политическую обстановку, своеобразно воплощал ее в своих стихах и поэмах. И в тоже время он был тонким лириком, живописцем, умеющим передавать красоту природы, нежные чувства («Весенняя песнь», «Курай», «Красавицы», «Мой ангел», «Цветник имен» и др.). Восхищает музыкальное звучание таких стихов, как «Скрипка» и «Мандолина». Шайхзада Бабич виртуозно владел мандолиной, прекрасно пел башкирские народные песни. Многие композиторы уже в советское время обращались к стихам Бабича и писали песни и романсы. Бабич высоко поднял культуру и технику стиха, успешно использовал в своем творчестве традиции башкирских народных песен и кубаиров, учился на лучших образцах восточной классической поэзии. 

Объемное «Стихотворение — обращение к башкирскому народу» (1919) Бабича является уникальным документом той сложной эпохи, где поэт сумел в доступной форме объяснить черты времени. Оно было написано в считанные часы, напечатано в виде листовки и передавалось из рук в руки. 
Произведения Шайхзады Бабича занимают выдающееся место не только в литературе начала двадцатого века, но и во всей истории развития башкирской поэзии. Его творческий путь продолжался менее десяти лет, произведения поэта публиковались в печати в течение всего четырех—пяти лет. Но его стихи, баллады, эпиграммы, фельетоны, сценическая деятельность стали заметным историческим событием в духовной жизни нации.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *